«Звездные» планы «Адаманта»: парковка, торговля, молельня


Август 11, 2009

На месте рынка «Звездный» может появиться перехватывающая парковка. Авторы проекта реконструкции территории полагают, что предусмотренные ими машиноместа помогут создать неподалеку от станции метро «Звездная» пересадочный узел. А торгово-развлекательные комплексы и часовня восполнят утрату, которую понесет район после ликвидации одного из крупнейших рынков.

Проект планировки и межевания квартала, ограниченного Московским шоссе, Дунайским проспектом, Звездной улицей и улицей Ленсовета, был разработан еще в конце 2006 года. До недавнего времени он проходил согласования в различных инстанциях – вначале с учетом откорректированного Генерального плана развития Петербурга, потом – с учетом Правил землепользования и застройки. Сейчас, как заверили представители заказчика - ЗАО «Интерпрод», «вся канцелярская волокита завершена».

«Первоначально, по Генплану 1966 года, этот квартал был предназначен под транспортное строительство, - объяснил автор проекта Борис Николащенко, руководитель ООО «Архитектурная мастерская Б.В. Николащенко». – Здесь планировали построить трехуровневую дорожную развязку и автобусный вокзал. Но жизнь внесла свои коррективы – у территории появилась торговая функция. Сейчас по Генплану здесь зона Д – деловой застройки». В соседнем квартале расположена станция метро «Звездная», и, по мнению заказчиков и авторов проекта, на территории необходимо создать торговую и развлекательную зоны.

Фото: Елена Алексеева

Для улучшения транспортной доступности проектировщики предлагают создать на пересечении Дунайского проспекта и Московского шоссе двухуровневую развязку. («Мы вначале предложили три уровня, но у КБДХ оказались другие планы», - пояснил Николащенко). Со стороны улицы Ленсовета должна появиться эстакада, но решающее слово по этому вопросу остается за КБДХ. Правда, вот трамваи здесь ходить не будут. Комитет по транспорту согласовал было трамвайный маршрут по улице Ленсовета, но трамвайное кольцо оказалось в частных руках. Это стало полной неожиданностью и для заказчиков проекта, и для проектировщиков.

Проектом предусмотрено строительство двух торгово-развлекательных комплексов общей площадью 168,83 тысячи квадратных метров. Один из них, высотой 6-7 этажей, будет размещаться на городской земле — на пятне площадью около 170 тысяч квадратных метров. «Город предоставил нам эту территорию в долгосрочную аренду на инвестиционных условиях», - пояснила представляющая «Интерпрод» Виктория Сертокина, руководитель проекта. Второй корпус – двухэтажное здание, занимает всего 1800 квадратных метров. Кроме того, «Интерпрод» намеревается построить небольшую часовню – под нее отведено 300 квадратных метров земли. Предусмотрена зона зеленых насаждений – по краю участка проходит высоковольтная линия электропередач. «Ту зелень, которая растет под ней, мы решили сохранить», - объяснили авторы проекта.

К тому же, как заметил Николащенко, проект предполагает создание двух паркингов – на 1700 машиномест. «Звездная» - крупный пересадочный узел, в котором пересекаются потоки из южных районов города и из области, - полагает он. – Квартал сможет играть роль перехватывающей парковки: люди будут подъезжать сюда, ставить машину на стоянку и двигаться дальше на метро».

Строительство новых ТРК проводится в рамках программы освоения территории, которую сейчас занимает рынок «Звездный». Его реконструкция началась еще в прошлом веке, и порой этот процесс принимал весьма причудливые формы.

ЗАО «Интерпрод» было создано в 1997 году – для реализации проекта по строительству торгово-досугового комплекса «Звездный» на территории одноименного рынка. Сам рынок находился в собственности компании, и в 1998 году было организовано совместное предприятие с участием местной казачьей организации «Невская станица». СП рассчитывало уменьшить цены на 10-15%, исключив из процесса перекупщиков. На рынок завозились продукты из южных регионов России и из Псковской области (в состав учредителей «Интерпрода» входило псковское ТОО «Плюс Маркет»).

Первая очередь ТРК на территории «Звездного» площадью 1,2 тысячи квадратных метров была сдана в 1998 году. Инвестиции в проект составили 58 миллионов рублей. В 2002 году был закончен первый этап второй очереди - площадью 2,5 тысячи квадратных метров, завершить второй этап (8,5 тысячи квадратных метров) предполагалось к началу 2005 года. Однако в январе 2003 года выяснилось, что на территорию претендует еще один инвестор – ООО «Отель «Санкт-Петербург».

Судебные споры затянулись до 2006 года. При этом в 2004 году Олег Виролайнен, занимавший в то время пост вице-губернатора Петербурга, дал поручение рассмотреть на коллегии администрации Московского района проект ЗАО «Интерпрод». «Мы должны понимать, каким образом там идет работа и как будут решаться транспортные проблемы. Если ясности не будет, мы подадим документы в КУГИ на расторжение договора аренды, а территорию выставим на торги», - заявил он. На этом злоключения компании-застройщика не кончились. В 2005 году ЗАО «Интерпрод» и ЗАО «Звездный рынок» оказались в списке потенциальных жертв рейдерских захватов. Точку в затянувшейся истории поставили в марте 2006 года – 100% акций «Интерпрода» приобрел холдинг «Адамант».

По оценке ОАО «Фонд имущества Спб», частично реконструированный рынок «Звездный» обошелся «Адаманту» в 3 миллиона долларов. В 2007 году было начато строительство второго этапа второй очереди ТРК – корпуса «Карелия». Сейчас это здание завершено и сдано в эксплуатацию. Несмотря на то, что холдинг, как уже писала «Фонтанка», приостановил реализацию своих задумок, заказчики проекта планировки утверждают, что на «Звездный» это решение не распространяется.

Стоит заметить, что рынок «Звездный» предоставлял около трети всех мест в городе для бесплатной торговли сельхозпродуктами. Тем не менее жители района проявили удивительное равнодушие к судьбе рынка – на общественные слушания пришли только журналисты. Не явились даже представители ЗакСа, хотя, как подчеркнули в администрации Московского района, их специально приглашали на обсуждение проекта. По всей видимости, городу этот рынок и в самом деле не нужен.

© ООО «Инженерные Технологии», 1999-2018